+ 380 (044) 501-79-20
Пн - Пт с 8:00 до 17:00

Два стандарта - одна система - переменный и постоянный ток


ПОСТОЯННЫЙ И ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ УКРАИНЫ

ДВА СТАНДАРТА – ОДНА СИСТЕМА

Во многих странах мира стандарты по электрификации железнодорожных путей достаточно сильно разнятся. Разными могут быть не только частота тока, но и его напряжение и вид возникновения: постоянный  или переменный ток.
         

В Украине до сих пор используется несколько видов питания электросетей железнодорожного транспорта:
                     

  • Переменный с напряжением в 25 кВ и частотой 50Гц 
                         
  • Постоянный с напряжением 3 кВ
             

Длительный промежуток времени в Украине было больше колей на постоянном токе, нежели на переменном. До конца 1950-х начала 1960-х годов в Украинской ССР также практиковалась электрификация линий с напряжением 1,5кВ.
         

Железные дороги, работающие на постоянном токе, были созданы в годы, когда электрификация линий еще только начиналась, а конкретней с 1920-х годов и длилась до 1960-х. Ведь в тот период еще не было изобретено приборов для «выпрямления» электрического тока и соответственно железнодорожные составы передвигались по линиям с низким напряжением. Уже в начале 1960 года УССР стала переходить на более высокое напряжение - 3000В.
           Хоть электрификация с переменным током считалась в то время лучше, но все же переоборудование старых дорог почти не делали. Исключением на территории Украины стал Киевский узел, который переделали на переменный ток в конце 1960-х годов, протяженность 135 км.
           

Переход к электротяге на разных маршрутах железной дороги проводился:
               

  • Приднепровская линия только на постоянном, ведь в то время шло создание коридора от Москвы до Крыма так же с постоянным током в 3000В.
                  
  • Юго – Западная железная колея. Первые участки (от Киева до Броваров) работали на постоянном токе с напряжением в 800 В. Начиная с 1963 года электрификация стала проводиться только на переменном в 25кВ.
                   
  • Львовская железнодорожная линия поначалу была так же как и Юго-Западная на постоянном токе, ведь некоторые отрезки дорог проходили по гористой местности. На переменном начали делать линии уже с 1964 года.
                    
  • Южная железнодорожная колея поначалу была тоже на постоянном токе, но в то же время были некоторые линии с переменным. А начиная с 1967 года, происходит почти полный переход на переменный ток.
                   
  • Первые линии на Донецкой дороге делались так же как и вышеперечисленные на постоянном токе, а в 1961 году появились первые участки с переменным.
                    
  • До Одесской железнодорожной дороги линия электрификации пришла немного позднее и осуществлялась исключительно на переменном токе 25кВ и частоте 50Гц.

 

Очевидно, что возникает вполне закономерный вопрос: как осуществлять переход с электропитания   узлов и механизмов переменного тока на постоянный и наоборот ?

Специалисты ООО «СПП КВАЗАР» разработали универсальные выпрямительные установки (УВУ-1; и УВУ-2).

Установки ИСПОЛЬЗУЮТСЯ на электропоездах переменного тока типа ЭР-9 и ЭПЛ-9 в качестве силового выпрямителя переменного тока в постоянный для питания тяговых двигателей.

Установки разработаны на основе современных силовых полупроводников и изоляционных теплопроводящих материалов, имеют повышенный запас по току и напряжению, улучшенную систему естественного охлаждения и систему пожаротушения. Выпрямительные установки (УВУ-1 и УВУ-2) предназначены для замены старых, не эффективных и морально устаревших выпрямительных установок электропоездов серий ЭР-9 и ЭПЛ-9 (всех модификаций). Срок окупаемости новых выпрямительных установок 1,5-2 года.

В настоящий момент идут последние согласования с профильными главками нормативной документации (технических условий, проекта модернизации и методики эксплуатационных испытаний).

В ноябре 2020 года планируется проведение государственной межведомственной комиссии, результатом работы которой станет план проведения эксплуатационных испытаний и постановки на серийное  производство. 

СПП КВАЗАР✨ – история и современные электротехнические решения железнодорожного транспорта Украины.

Киев – 2020.

e-mail: info@kvazar.com.ua
03045, ул. Набережно-корчеватская, 136Л
г. Киев, Украина

Телефон/факс

тел/факс: + 30 (044) 501-79-20
тел/факс: + 30 (044) 501-79-21
тел/факс: + 30 (044) 501-79-22

Мы в соцсетях